Центр дистанционного
образования "Эйдос"

Дистанционные
мастер-классы

Мастер-класс по искусству

9 - 13 января 2002 года


 

Санкт-Петербург

Санкт-Петербург

  Париж
  Рим
Петропавловская крепость

    Эпопея создания Петербурга - нечто беспримерное в истории не только России, но и всей мировой цивилизации.

    Когда Петр окончательно решил построить новую столицу на берегах Невы, чтобы разом покончить с консервативными традициями многовековой Москвы, он заложил на Заячьем острове крепость. Дата закладки крепости 16 мая 1703 года - стала считаться днем основания Петербурга.

    Строился Петербург с таким подъёмом, с такой невиданной концентрацией сил, что трудно найти аналогии, по крайней мере, в истории России. Масштаб развернувшихся работ был поистине гигантский. По всей Руси Петр ввел запрет на каменное строительство. Всякий приезжавший в Петербург был обязан вести с собой определенной количество камней или же заплатить налог. Огромная стройка росла не по дням, а по часам. И уже вскоре начали вырисовываться первые контуры будущего города. Строительство началось с Васильевского острова. "Генерал-архитектор" Петра Великого, Жан Батист Леблон, планировал город как морской порт, нечто в духе любимого Петром Амстердама или наподобие Венеции - вдоль улиц прорыли каналы, по которым суда стали подходить из гавани под разгрузку. Однако очень скоро выяснилось, что для суровой северной природы Петербурга надо искать какие-то иные решения, отличные от венецианских (несмотря на это, Петербург нередко называют "Северной Венецией"). Тем не менее, Васильевский остров, наряду с Петроградской стороной, стал местом, откуда развивался город.

    Дворец Меньшикова - ближайшего сподвижника Петра, вознесенного им из народных низов, здание Двенадцати коллегий (ныне университет), Кунсткамера - все эти впечатляющие архитектурные памятники, заложенные в первые годы создания Петербурга, привлекают пристальное внимание туристов. Но и они, и жители города как-то особенно тепло относятся к непритязательному строению, скрытому в тени деревьев по соседству с Петропавловской крепостью. Это первый деревянный домик Петра, срубленный для него за три дня. Он поражает, прежде всего своей скромностью, давая наглядное представление о том, как неприхотлив был в быту основатель Петербурга. Правда, почти тогда же на противоположной стороне реки начали строить другой дом для Петра, более внушительных размеров - двухэтажный Летний Дворец. Считают, что Петр начал его строительство дабы подать пример другим строиться на противоположном берегу Невы. Дворец, тоже довольно скромный, сегодня - одна из достопримечательностей города, как и все, что связано с именем его основателя. Но, пожалуй, даже более интересен роскошный Летний сад, где расположен дворец. Это не очень большой, но отличающийся замечательным благородством пропорций сад был распланирован самим царем. Очень удачным оказалось решение Петра украсить его классическими статуями, изящные формы и белизна которых ныне великолепно сочетаются со старинными липами и со строгим рисунком чугунной ограды, созданной архитектором Юрием Матвеевичем Фельтеном. Пленительный Летний сад - одно из любимых мест прогулок жителей города, о чем писал еще Пушкин.

    Однако при всех потрясающих успехах Петра в строительстве города далеко не все шло так гладко. Грандиозные свершения давались огромным трудом и многочисленными жертвами. На гигантскую стройку были свезены десятки тысяч рабочих, и многих из них от непосильного труда и гнилого климата так и сгинули в прибалтийских болотах - недаром издавна бытует выражение, что "город стоит на костях". Петр действовал где примером, где умом, а где настойчивостью и силой. Все при Петре складывалось из резких контрастов.

    Но человечество быстро забывает о плохом, если потомки ощущают следы созидательной работы. И Петр, заложивший основы не только Петербурга, но и новой России, навсегда остался в памяти как Петр Великий, как создатель Российской империи, мощно, решительно и властно повернувший страну в сторону динамичного, быстрого развития по стопам крупнейших европейских держав. Именно таким он запечатлен в памятнике, стоящем у Невы напротив Васильевского острова. "Медный всадник" - блестящее творение скульптора Этьена Мориса Фальконе - стал одним из главных символов города.

КАИТ 20 специальность Реклама. В нашем колледже учат бесплатно!
 

Кунсткамера
Летний сад
Летний дворец Петра
Медный всадник
 
Начало занятия

Продолжение занятия


©  Центр дистанционного образования "Эйдос", 2001
©  Николаева Вера Александровна, 2001 - 2002
http://www.eidos.ru/master/index.htm
e-mail:   eidos@mailru.com