В начало биографии

ЗНАК БЕДЫ

     Размолвка между Ван Гогом и Гогеном произошла 23 или 24 декабря, и Винсент бросился на Гогена с бритвой. Когда же Гогену удалось убежать, Ван Гог в ярости отрезал себе этой бритвой часть левого уха. Это стало первым признаком душевного расстройства, болезни, которая привела художника к гибели. После этого он провел две недели в психиатрической лечебнице, а вновь вернулся в нее в феврале 1889 года, когда его начали мучить галлюцинации. С мая 1889 по май 1890 Ван Гог находился на добровольных началах в лечебнице Сен-Реми-де-Прованс, где был под постоянным наблюдением врачей. В промежутках между приступами болезни, истинная природа которой так и осталась загадкой, Винсент с бешеной скоростью писал картины, часто изображая окрестности больницы, ее пациентов и персонал.
    Окончательно он покинул лечебницу в мае 1890 года и перебрался в Овер-сюр-Уаз, деревушку, расположенную к северу от Парижа. По пути Винсент заехал в Париж, чтобы навестить Тео и его жену, только что разрешившуюся первенцем. Мальчика назвали Винсентом в честь дяди. Сначала Ван Гог чувствовал себя на новом месте вполне счастливо, однако его болезнь вернулась, и 27 июля 1890 года он выстрелил себе в грудь из пистолета. Спустя двое суток художник тихо скончался на руках своего брата Тео. Ему было всего 37 лет. Спустя шесть месяцев умер и Тео, и оба брата были похоронены рядом на кладбище Овера.
     Последние годы жизни Ван Гога были наполнены лихорадочной, яростной работой. Созданные им незабываемые образы раскрывают жестокость окружающего мира, а также боль и страсть, переполнявшие самого художника.
      Ни один выдающийся художник не сумел написать так много за столь короткое время, как Ван Гог. Карьера художника продолжалась всего десять лет, однако он успел оставить нам около 800 своих картин и бесчисленное количество рисунков. Это кажется тем более удивительным, если вспомнить, что первую половину и без того короткого срока, отпущенного Ван Гory судьбой, он провел в творческих поисках и лишь в последние пять лет жизни начал писать на самом деле выдающиеся картины. Большинство его гениальных работ создано именно в последние два-три года жизнеподобного ни до, ни после Ван Гога история живописи не знала.

РАННИЕ СТРАНСТВИЯ

     Когда в 1880 году Ван Гог только начинал свой творческий путь, он намеревался стать сельским художником, пишущим жизнь самых обычных людей. В то время это направление в искусстве было модным, а одним из наиболее ярких его представителей можно считать французского художника Жана-Франсуа Милле, умершего в 1875 году.
     Работы Милле были хорошо известны Ван Гогу по гравюрам (многие из них прошли через его руки, когда он работал в фирме, торгующей произведениями искусства). В самом начале своей творческой деятельности художник прошел пешком около 80 км от Боринажа до Курьера, деревушки на севере Франции, чтобы посетить Жюля Бретона, одного из наиболее известных последователей Милле. Однако при встрече Ван Гог был разочарован тем, что Бретон, изображающий сцены тяжелого крестьянского труда, сам живет в достатке и комфорте. Такое отношение было характерно для Ван Гога, всегда писавшего свои картины кровью сердца. Хотя Винсент иногда занимался копированием работ других художников, что составляло часть его учебы, сам он всегда стремился к тому, чтобы отражать на полотне реальную жизнь без прикрас, такой, какой она представала перед его глазами. Его никогда не интересовали вымышленные сюжеты.
     В 1885 году он писал: «Изображать крестьянскую жизнь — трудная задача, но я не прощу себе, если не попытаюсь сделать так, чтобы мои картины заставляли зрителя всерьез задуматься». Действительно, до переезда художника в Париж в 1886 году основными персонажами его картин, написанных во время «голландского периода», были крестьяне и ткачи, он воспроизводил сельские сценки и ландшафты. Иногда Ван Гог платил немного денег местным жителям, приходившим позировать для его картин, и всегда был огорчен тем, что крестьяне надевают для этого свои лучшие выходные платья, в то время как ему хотелось запечатлеть их такими, какими они были в повседневной жизни, «в рубищах и заплатах». Чтобы персонажи его картин выглядели более естественно, он даже собирал старую одежду, в которой обычно ходили крестьяне, рыбаки и другой рабочий люд.
     Первая половина творческой жизни Ван Гога в основном была посвящена рисунку. В этом жанре он добился огромных успехов и по справедливости может считаться не только одним из величайших художников, но и выдающимся рисовальщиком XIX века. В ранних работах Ван Гог экспериментировал с разными материалами, включая плотничьи карандаши и черные восковые мелки для литографий. Именно они способствовали выработке раннего стиля Ван Гога с твердым, порой даже жестким, штрихом. Образцом такого раннего рисунка может служить «Женщина, чистящая картофель», 1882. Часто художник рисовал, одновременно используя различные материалы, например, пастель, гуашь, чернила и карандаш. Благодаря этому его рисунки обычно приобретали мощь и отображали мрачное настроение, однако порой выглядели неестественными. По мере того как росло мастерство художника, его штрих стал более быстрым и отрывистым, оживлявшим рисунок. Эту новую технику демонстрирует рисунок Ван Гога «Крестьянка, собирающая колоски», 1885.

 

<<Назад | Вперед>>

В начало биографии